Пять лет, пять образовательных проектов: истории преподавателей

Недавно исполнилось пять лет Технопарку Mail.Ru — первому образовательному проекту, который мы организовали совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана. За время его работы были также запущены проекты в других сильнейших технических вузах страны: Техносфера Mail.Ru (ВМК МГУ), Технотрек Mail.Ru (МФТИ), Технополис Mail.Ru (СПбПУ) и Техноатом Mail.Ru (МИФИ). Сегодня в наших образовательных проектах преподают более 100 сотрудников Mail.Ru Group. В честь дня студента, который традиционно отмечается 25 января, мы решили расспросить их о самых запоминающихся моментах из преподавания. Их истории читайте ниже. А первое слово скажет не совсем преподаватель, но человек, стоявший у истоков всех образовательных проектов.

Дмитрий Волошин, экс-директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group

Так получилось, что я принял некоторое участие в строительстве Технопарка в МГТУ. Я имею в виду не столько создание образовательного процесса или программы обучения, сколько строительство как таковое. Когда в феврале 2012 года я присоединился к команде Mail.Ru Group, то не подозревал, что прокачаюсь ещё и как прораб. К тому времени Володя Габриелян был весь в строительстве SkyLight и, иногда выныривая из него, мог квалифицированно отвечать на вопросы по поводу выбора материалов или тонкостей общения с дизайнерами. Мы параллельно выбирали помещение для проекта в МГТУ, согласовывали сметы, обсуждали цвет и стиль мебели в аудиториях. Подготовка к ремонту длилась почти полгода. Ситуацию осложняло то, что главный учебный корпус (ГУК) МГТУ является историческим зданием, и его не так просто перестраивать. Об это разбилось много хотелок. Со стороны МГТУ процессом рулил Андрей Пролетарский, декан ИУ. Мы так часто с ним ругались на первых этапах, что сейчас нежно дружим.

Примерно через полгода мы запустили ремонт помещений. Нам от щедрот ректора выдали помещение на третьем (ректорском) этаже ГУК. Оно имело много неоспоримых достоинств, одно из которых — высота потолков. И один крохотный недостаток: оказалось мало́ для наших целей. Нам, как это выяснилось позднее, требовалась как минимум одна поточная аудитория на 60 человек, а метраж помещения был недостаточен. Частично эту проблему предложили нивелировать за счёт аудиторий-трансформеров (две по 20 человек превращались в одну по 40), но, как понимаете, 40 — это не 60. И чтобы всё-таки довести количество студентов в единицу времени до 60, придумали такой финт ушами: решили сделать второй этаж. Я же упоминал про высокие потолки? Ну так вот, инженерный же вуз, вот и решили сварить в помещении металлическую конструкцию, которая добавит ещё один этаж в одноэтажное помещение.

Из всего процесса стройки мне в память запал один эпизод, буквально врезался. В выделенном нам помещении стоят колонны. Несущие, которые держат на себе ещё несколько этажей над третьим, ректорским. И эти колонны, к сожалению, очень неудачно располагаются прямо в аудиториях, частично перекрывая область видимости доски для студентов. На этапе черновой отделки мы с Димой Гришиным посмотрели помещение, проскакали по деревянным лагам в эти аудитории. И конечно, расстроились, потому что сделать ничего нельзя и надо как-то выкручиваться, ну, например, ставить дополнительные экраны с трансляцией происходящего у доски. Поцокали языками и ушли.

Оказывается, нас слышали рабочие. Они, как выяснилось потом, ребята очень отзывчивые и болеющие душой за учебный процесс.

Когда я проводил Диму и вернулся в аудиторию, увидел, как двое рабочих разносили одну из колонн. У меня подкосились ноги. Воображение нарисовало складывающийся мне на голову ГУК. Я даже подумал: хорошо, что я тут и погибну. По меньшей мере меня не ждёт беседа с ректором по поводу потери части помещений МГТУ. Выйдя из ступора, я заговорил. Думаю, сам Володя Габриелян был бы доволен моим красноречием. Матерная тирада длилась две минуты, и я уже ни при каких обстоятельствах её не воспроизведу. Рабочие с уважением покосились на меня и прекратили разрушать колонну. Подошёл их прораб. Смеркалось.

Кончилось всё, конечно, хорошо. Колонну заделали, укрепили арматурой. И вот уже почти пять лет в этих аудиториях учатся лучшие студенты МГТУ. Но когда я захожу туда, я нет-нет и посмотрю украдкой на побитую колонну и на потолок. Не складывается ли мне на голову ГУК? Страшно же.

Митя Осадчук, ведущий дизайнер бизнес-подразделения Почта и портал Mail.Ru, преподает курс «Проектирование интерфейсов» в Технопарке

Списывание — древнейшее из известных студенческих искусств. Когда скатываешь на экзамене, кажется, будто ты спецагент, идеально проходящий спецоперацию. Ничего не учил, подготовил шпаргалку, мастерски строчишь ответ, преподаватель ничего не замечает, и ты на пороге отличной оценки благодаря навыкам супермаскировки и умению вовремя делать pokerface.

Мало кто догадывается, но со стороны преподавателя всё выглядит ровно наоборот. Как бы хорошо студент ни маскировался, палится всё с самого первого взгляда, начиная даже с того, как студент пришёл и куда сел. По движениям, по взгляду, чуть ли не по дыханию ясно, кто сейчас списывает. Отсюда один совет — не тешьте себя, всегда и везде видно, что вы хитрите, и не от вашего мастерства, а от преподавателя зависит, спалит он вас или нет. Приходите со знаниями, а не со шпаргалками!

Ещё один интересный момент — столовка в Бауманке. Давно забытые впечатления студенчества. В ней ты просто молодеешь с каждой минутой, проведённой в очереди. Беляши, запахи, цены, всё «как в детстве». Цените студенческую столовку, потом будете скучать.

Дмитрий Исайкин, ведущий программист мобильной Почты Mail.Ru, преподавал курс «Углубленное программирование на C/C++» в Технопарке

На приёмном собеседовании. Спрашиваю у студента:

— Чем тебе больше всего нравится заниматься в жизни?
— Дрифтовать!

Помню, долго и с огромным интересом рассказывал, как он дрифтует. Вроде мы этого студента всё-таки взяли! Ещё помню, рассказывали историю про одну девушку, очень красивую, которая набрала чуть ли не полные баллы по предварительному онлайн-тестированию, но на очном собеседовании была полный ноль. Так вот, на вопрос, зачем она поступает, если вообще ничего не понимает, она искренне ответила: я, мол, девушка, мне и не нужно ничего знать, а если что-то понадобится сделать, всегда можно парней попросить.

Сергей Прилуцкий, ведущий программист бизнес-подразделения Почта и портал Mail.Ru, читает курс «Безопасность интернет-приложений» в Технопарке

Сидим на контрольной по реверсингу, студенты ломают самописный crackme, надо восстановить алгоритм генерации серийника. Подходят, говорят: «Что за бредовая функция, трейсим-трейсим её код, а он всё время новые значения выдаёт». Я смотрю, не узнаю, что за код, но авторитет надо поддерживать, отвечаю что-то типа: «Трейсите внимательнее». Уже сам озадачился, сижу, страдаю. Только через какое-то время догнал, что мы тут все трейсим функцию rand(). А — авторитет.

Дали студентам задание: исследовать какой-нибудь реальный web-сервис и написать эссе с рекомендациями по улучшению его безопасности. Предполагали, что студенты лениво потыкают в формы, куки и т. п. Часть так и сделала, но одна команда что-то слегка увлеклась, раскапывая интернет-магазин, нашла SQL-инъекцию, XSS, получила доступ к админке, чуть ли не отправила админам сайта их пароль. П — прилежание.

Артем Навроцкий, ведущий программист в Allods Team, читает курс «Базы данных» в Технопарке

Я веду в рамках Технопарка курс СУБД с осени 2016 года. Из интересного пока могу рассказать только о том, как я дошёл до жизни такой попал в преподаватели. Если бы полгода назад мне кто-нибудь сказал, что осенью я буду вести курс по СУБД, я бы не поверил. Тем не менее когда 9 августа ко мне пришло предложение стать преподавателем, я согласился без особых раздумий. Для меня это было испытанием: до начала семестра — чуть меньше месяца, опыта преподавания у меня нет…

С сайта Технопарка получил общее представление о программе курса, у Павла Щербина взял презентации со слайдами от предыдущих лекций, и началась подготовка. Очень кстати пришлись видео с записями по данному курсу от 2013 года: без них провести первые лекции было бы гораздо труднее.

Самыми сложными с эмоциональной точки зрения оказались первая лекция и первая контрольная. План первой лекции у меня в голове оформлялся где-то недели полторы. Проблема в том, что просто выйти к доске и рассказать историю по слайдам нельзя: лекции взаимосвязаны, и в конце текущей уже нужно знать, что будешь говорить на следующей.

Ещё достаточно много боли доставила чисто техническая сторона вопроса: презентации. Первые два месяца я страдал, исправляя презентации в PowerPoint. Наибольшее неудобство вызывали привязка к Windows, причём на строго определённых компьютерах с нужной версией Microsoft Office, и подсветка синтаксиса в исходном коде. В середине курса я нашёл решение: переверстал все презентации с использованием Shower (https://github.com/shower/shower), и время подготовки слайдов сократилось драматически. По моим ощущениям, я справился, хотя без ошибок, конечно, не обошлось. Надеюсь, что следующий семестр пройдёт гораздо лучше.

Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group, преподавал курс по веб-разработке в Техносфере, вел дипломные проекты студентов в Технопарке

Когда мы запускали Технопарк, на одном из первых мероприятий я должен был выступить в качестве лектора, рассказать, чем хорош интернет и профессия разработчика интернет-проектов. Организовавший мероприятие коллега заранее предупредил:

— Приезжай в Бауманку. Давай я тебе расскажу, как там найти нужную аудиторию.
Я ему:
— Что я не найду аудиторию по номеру?
— Бауманка сложная, там тяжело найти, если не знаешь.
— Я взрослый человек, зачем ты мне морочишь голову? Я справлюсь.

Приезжаю за 20 минут. Условно, мне нужна была аудитория 302. Поднимаюсь на третий этаж. Вот 301, вот 303. 302 нет. Начинаю бегать по этажу — нет аудитории. Как на зло, телефон к этому моменту сел, обратиться за помощью к коллеге теперь уже не могу. Спрашиваю проходящих студентов: «Где 302?». Первый не знает, второй не знает, третий говорит: «Иди туда-туда-туда, спустишься по лестнице, поднимешься, будет 302». Прихожу, а там не 302, а 302ю, и мероприятия Mail.Ru Group тут не проходят. Спрашиваю студента здесь: «Где настоящая 302?». Первый не знает, второй не знает, третий говорит: «А, это тебе в крыло такое-то» — «А как туда пройти?» — «Туда, сюда, туда, и вот оно будет. А там уже найдешь». Я туда-туда-сюда, и понимаю, что хожу кругами.

Короче говоря, 20 минут я бегал по Бауманке с севшим телефоном по навигации от проходящих мимо студентов. Очень много раз видел одно и то же окно, которое выходит на внутренний двор, и которое я от всей души ненавидел. Почти не опоздал, хорошо выступил, но теперь твердо помню, что Бауманка — сложная.

Антон Резников, руководитель команды разработки веб-бэкенда Облака Mail.Ru читает открытый курс программирования на Perl в нескольких образовательных проектах Mail.Ru Group

Однажды я собеседовал на стажировку выпускника «Техносферы», время подходило к концу и мы плавно перешли к вопросам о проекте. Рассказывая про Tarantool, я показал кусок кода биллинга для работы с датой, где была тут же найдена опечатка.

Вместо «400» было написано «100», что должно было «стрельнуть» в 2100 году, а тесты у нас покрывали период с 2000 по 2099 гг. Посмеялись, разошлись. Да, Влад, а именно так звали того студента, уже пол года работает в Облаке.

Павел Щербинин, технический директор медиапроектов Mail.Ru Group, преподавал курс «Базы данных» в Технопарке

Студенты иногда задают очень каверзные вопросы, безумно каверзные, и ты понимаешь: совершенно не знаешь, что ответить. И вроде это твоя компетенция, но готового ответа нет. У меня был такой случай: у нас со студентами в ходе выполнения задания никак не получалось запустить создание процедуры на одном из студенческих ноутбуков. Не удавалось правильно повесить внешний ключ. И сходу у меня не было идей, что же всё-таки произошло, но было очень интересно разобраться. Лекция закончилась, я взял ноутбук, сел в ближайшем кафе и там уже разобрался, нашёл ошибку. Буквально через час после лекции опубликовал пост на портале Технопарка с разбором ситуации и описанием решения.

Владимир Перепелица, архитектор Облака Mail.Ru, читает открытый курс программирования на Perl в нескольких образовательных проектах Mail.Ru Group

***
Мне поставили занятие на субботу — лекцию в рамках открытого курса по программированию на Perl в Техносфере. Я посчитал, что она начнётся, как обычно, в шесть часов вечера в главном здании МГУ. И в этот же день у меня в офисе, который находится в районе метро Аэропорт, был тренинг. В три часа дня звонит кто-то из студентов, говорит, что забыл дома студенческий билет, мол, не мог бы я что-нибудь сказать охране. Я говорю: «В чём проблема? Забыл — съезди за ним домой». Он отвечает: «Лекция же сейчас». — «То есть как — сейчас?» — «Ну, вот сейчас, в три часа». Я по привычке решил, что занятие в шесть, и не глянул в расписание. Думаю: суббота же, до МГУ быстро доеду. Говорю: «Вообще-то я сам не там, перепутал время, но скоро буду. Предупредите студентов». Быстро спускаюсь, выезжаю, вбиваю в навигатор путь, а он показывает час с лишним. Оказалось, что в эти же дни проходил фестиваль «Круг света». Я не могу попасть к МГУ, подъезд к ВМК перекрыт, а навигатор этого не показывает. В общем, опоздал я на 1 час 20 минут. Но что самое поразительное: полная аудитория. Суббота, курс сугубо добровольный, преподаватель опаздывает, но дождались все. И хотя никто не упрекнул, мне было самому очень стыдно.

***
Провели исследование, сколько в мире Perl-программистов. Взяли несколько аналитических наборов. Например, сколько людей ежемесячно посещает библиотеку CPAN, сколько по данным рынка труда всего вообще в мире программистов. Получили приблизительную статистику, что 10 % всех программистов в мире пишут на Perl. И на протяжении всего нашего курса мы для себя это значение так или иначе подтверждаем. Условно говоря, на первый прогон курса пришло 40 человек — 4 выпустилось. На второй прогон пришло 70 человек — 7 выпустилось. Так что международные исследования не врут. :)

Наши дни

И вот прошло пять лет, как мы запустили Технопарк. Техносфере уже почти три года, а Технотреку скоро полтора. Растёт и популярность проектов, в последний раз конкурс составил:

  • в Технопарке и Техносфере — 9 человек на место;
  • в Технотреке — 6 человек на место;
  • в недавно запущенных Технополисе и Техноатоме — 5 человек на место.

Мы продолжаем пополнять наш видеоканал записями лекций, пересматриваем программы обучения, ежегодно проводим 40—50 мастер-классов и отдельных занятий. Сегодня действует 10 онлайн-курсов, их ведут преподаватели Технопарка, Техносферы и Технотрека. Спасибо всем, кто принимает участие в наших проектах: студентам, преподавателям, команде направления образования, участникам открытых курсов и всем остальным. Нас ждет ещё много интересного!