Хобби: как самому сделать лонгрид

Елена Петрова, программист Поиска Mail.Ru: 

Лонгрид — это стиль подачи информации, когда читатель видит длинную страницу, на которой текст много раз перебивается различными вставками: фото, видео, инфографика, звук и т.д. Очень часто эти вставки подгружаются динамически по мере пролистывания страницы, иногда двигаются с разной скоростью или с эффектом параллакса.

В общем, красота получается неописуемая и вызывает у зрителя wow-эффект (некоторым, правда, не нравится такое мельтешение, но так и все фломастеры на вкус разные).

После публикации моего первого лонгрида (Иордания — затерянный мир) было очень много вопросов про то, как сделать то же самое. Я не жадная, поэтому делюсь информацией.

Для начала немного теории и советов о материале, который лучше всего подходит под оформление в виде лонгрида.

Любая длинная страница текста — еще не лонгрид.

Такое оформление больше всего подходит для больших текстов с обилием визуального материала — графиков, картинок, видео. При этом сам текст должен быть интересным — с интригой, завязкой, развязкой и главными героями. Из-за особенностей верстки читатель погружается в особое пространство. То есть вот этот модный в блогах формат «строка текста — фотография» — это не лонгрид, даже если все красиво сверстать и оформить полноэкранными картинками. Как минимум, нужна идея.

Главное правило создания мультимедийного лонгрида — он должен рассказывать интересную историю. И история эта должна быть красиво оформлена.

Есть два типа потребления контента: leanback (чтение, откинувшись назад) и leanforward (наклонившись вперед). Если новости, короткие видео и небольшие заметки относятся к последнему типу, то лонгриды стоят в одном ряду с кинофильмами, сериалами, журналами и книгами — их читают, удобно расположившись в кресле или на диване. Читатель предвкушает эстетическое удовольствие, которое надо оправдать.

Таким образом, главные составляющие лонгрида — текст и иллюстрации. В идеале еще дополнить все музыкой и видео, но с этим сложнее. Для того чтобы материал смотрелся интересно, нужны подписи к картинкам и небольшие врезки текста. Дело в том, что существует два типа чтения: линейное и кросс-чтение. При линейном чтении мы читаем все от начала и до конца, а при кросс-чтении — читаем по заголовкам, врезкам, блокам и любым другим элементам, за которые цепляется взгляд. Поэтому важно, чтобы в материале каждый отдельный заголовок или блок текста мог заинтриговать и заинтересовать читателя и побудить прочитать все остальное, даже если этот кусок будет где-то в конце. При этом важно, чтобы блоки текста, на которых акцентируется взгляд читателя, были более-менее самодостаточными, чтобы идею и смысл можно было уловить даже начав читать с середины.

Вот тот самый лонгрид про Иорданию, на который я давала ссылку, в виде огромного скриншота:

Тут наглядно видно, что он состоит из блоков картинок и текста, которых примерно поровну. Из-за того, что визуальный контент чередуется с текстовым, материал воспринимается легко. Если лень читать текст, то его можно пропустить. Если же хочется подробностей, то фотографии можно полистать в виде галереи и небольшого фоторепортажа.

Кстати, мне кажется, что такой вот длинный скриншот страницы очень полезен, чтобы оценить визуальную сбалансированность материала.

Но это теория. Практика куда более захватывающая, потому что сначала я в течение месяца готовила фотографии и доводила их до идеала, потом пару недель обдумывала и придумывала тексты и заголовки, и только потом все это начала собирать вместе. Понятно, что в следующий раз все пойдет чуть быстрее, но первый раз было мучительно долго.

Сейчас существует довольно много сервисов, с помощью которых можно сделать подобный мультимедийный документ. Навскидку самые известные из них:

  • shorthand.com
  • creatavist.com
  • medium.com — один из первых сервисов, в которых стало доступно сверстать историю в виде несложного лонгрида любому пользователю. По сути, работает, как блог-платформа. Очень прост в использовании
  • readymag.com
  • tilda.cc
  • stampsy.com

Я честно зарегистрировалась и потыкала кнопки в каждом из них. Кроме простоты использования и красивого результата мне еще была нужна возможность поместить получившийся материал на свой домен — зачем мне нагонять трафик на чужую платформу, когда он мне самой нужен. А в идеале — экспортнуть его таким образом, чтобы сделать независимым от сервиса, с помощью которого все сделано.

Кстати, для вордпресса, на котором у меня сделан сайт http://liseykina.ru, я тоже нашла несколько плагинов, которые якобы позволяют прямо на сайте делать лонгрид, но у меня ни один из них не захотел работать. Есть еще специальные полноэкранные темы, но вот перекраивать заботливо сверстанную и переверстанную собственными ручками тему для вордпресса в мои планы не входило.

Возможно, я плохо искала, но возможность отвязать получившийся лонгрид от сервиса верстки я нашла только на tilda.cc — да, за деньги, но это можно сделать. А еще у них есть плагин для вордпресса, который все сделает сам — перетащит созданную статью на сайт. Это стало решающим аргументом.

Я решила, что вполне могу позволить себе хоть год делать десяток материалов на базовом аккаунте, а потом заплатить 1 тыс. руб. за месяц и отвязать их от тильды и поместить к себе на сайт.

Для чистоты эксперимента попробовала сделать один и тот же материал в нескольких сервисах. Сейчас уже не вспомню, где конкретно, но точно попробовала shorthand.com и medium.com, но почему-то именно на tilda.cc он начал получаться легко и сразу.

Я заморочилась, и даже решила записать получасовой ролик про то, как примерно я делала лонгрид об Иордании на тильде. Первый блин, как говорится, комом, но смысл понять можно.

Кстати, оказалось, что очень сложно одновременно говорить и что-то делать. Я раз десять начинала записывать, сбивалась, ругалась, у меня подвисал комп — все приходилось начинать сначала.